Автор : btamedia

Культурно-просветительская деятельность ПМКЦ "Экклезиаст"

Доклад А.Н. Гореловой, посвященный анализу культурно-просветительской деятельности ПМКЦ "Экклезиаст", был озвучен на заседании секции «Церковь, общество и молодежь» в рамках Регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений 19 ноября 2015 года.

 

Горелова Анна Николаевна

«Не важно, что кто-то не слышит,
А важно, что кто-то услышал…»

П.Фахртдинов

Моё знакомство с ПМКЦ «Экклезиаст» произошло чуть более 6-ти лет назад и до настоящего момента он является неотъемлемой частью моей жизни. Сегодня я задаю себе вопрос: что меня связывает с этим удивительным местом?

Во-первых, я думаю, что это духовная связь, стремление к духовному росту развитию.

Ни для кого не секрет, что история развития центра «Экклезиаст» начиналась в 2005г. Это были небольшие еженедельные собрания по четвергам в помещении при Христо-Рождественском храме. Бессменным лидером этих собраний был о. Димитрий Струев, который впоследствии стал настоятелем нашей общины. На собраниях обсуждались самые разные вопросы, волновавшие как людей уже воцерковленных, так и тех, кто только находился в духовном поиске. Традиция этих собраний жива и сейчас, только они проходят уже в собственном здании Центра. За несколько лет своего существования молодежная «тусовка» переросла в христианскую общину. Именно Евхаристическая Чаша с Плотью и Кровью Господа должна связывать нас в первую очередь. Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» - это приход молодежной общины, поэтому на всех церковных послушаниях здесь вместо привычных бабушек – молодежь. Клирики храма, клирос, алтарники, преподаватели воскресной школы, дежурные по церковной лавке – все это воспитанники молодежного центра. [1]

Также при храме еженедельно проводятся занятия по изучению Священного Писания. «…Для христианина, который должен дышать Евангельским духом, подобные встречи как глоток кислорода, вырывающий нас из ежедневной мирской суеты. Ведь редко получается еще также вместе поговорить о Боге….», [1] - рассказывает отец Кирилл Плетнев, модератор занятий. По пятницам мы вместе со старейшинами - так я в шутку называю ребят, стоящих у истоков деятельности «Экклезиаста», собираемся на уроки церковного пения и Устава. Мы не только получаем новые знания и закрепляем изученный материал, но одновременно открываем и развиваем творческие способности друг друга.

Во-вторых, в «Экклезиасте», несомненно, присутствует творческая составляющая. (Оказывается, религия и творчество могут сосуществовать!). В наименовании «православный молодежный культурный центр» очень важно слово «культурный». Ведь помимо диспутов и духовных бесед, неотъемлемой частью Центра стали поэтические и музыкальные вечера. Как раз во время моего прихода в «Экклезиаст» я серьезно увлекалась авторской песней, участвовала в бардовских фестивалях, знакомилась с музыкантами из разных уголков нашей страны. И, конечно же, мне было очень приятно видеть этих людей в стенах моего родного прихода. Совсем не удивительно, что вскоре мне захотелось услышать новых музыкантов, быть может, чуть похожих на старых, или же совершенно от них отличающихся. И «Экклезиаст» предоставил мне и всем эту возможность. К нам приезжают совершенно разные музыканты: как искренне верующие, православные авторы и исполнители, в творчестве которых присутствуют темы, связанные с духовной жизнью, так и светские музыканты, музыканты, стоящие на распутье. Общение с участием серьёзного музыкально-поэтического творчества содействует становлению того культурного уровня человека и тем изменениям в состоянии его души, которые становятся в некотором смысле платформой для дальнейшего формирования его духовной жизни. [1] Причём это общение важно не только для «экклезиастовской» молодежи. Теплая, уютная и дружественная атмосфера «Экклезиаста» не смогла оставить музыкантов равнодушными к церковной жизни: некоторые из них приняли Таинство Крещения, кто-то впервые исповедался и причастился.

Отзывы наших гостей, приезжавших из Москвы и Подмосковья, Беларуси, Украины, Воронежа, Рязани, Саратова, и других городов, свидетельствуют о том, насколько это общение важно для них самих:

– По концентрации людей и событий – один из лучших фестивалей, что приходилось видеть. По духовному наполнению – лучший, – делится впечатлениями московский поэт и музыкант Александр Щербина. [4]

Музыканты сами всегда рады приехать в Липецк. Например, после своего выступления в «Экклезиасте» Умка (Аня Герасимова) говорила, что она первый раз за год отдохнула, а Павел Фахртдинов сказал однажды: «Мы все проводим концерты по всей РФ, а некоторые из нас и за рубежом. Иногда видимся и встречаемся, конечно, на своих выступлениях, но только у вас, в Липецке, удается по-настоящему поговорить».

Ольга Чикина — постоянный гость «Фестиваля друзей «Экклезиаста», её здесь всегда любят и ждут. Всё её творчество, да и её саму можно кратко охарактеризовать двумя словами: необычно и необыкновенно. Смесь русских народных напевов, православных мотивов, мифологических образов, женской лирики и необычной подачи. В случае с Ольгой то, ЧТО она поёт важно настолько же, насколько и то, КАК она поёт. Её песни невозможно отнести к какому-то определённому жанру. Они настолько же серьёзны, насколько и полны милой иронии. Музыкальный рассказ про чудесное исцеление мужчины иконой Николая Чудотворца преподносится акапелла в разговорно-шутливом жанре. А потом лирический герой Ольги просит у Бога умереть под «Металлику». И в конце прекрасная гостья исполняет удивительную по красоте, проникновенности и лиричности песню, посвящённую … её коту. И всё это ничуть не дерзко и не глупо, а наоборот, близко и мило. [2]

Так какими же критериями мы руководствуемся в определении сферы восприятия творчества? В качестве ответа на этот вопрос лучше всего подойдут слова, сказанные Еленой Камбуровой в беседе, записанной для журнала «Фома» в 2003 году: «Сегодня хочется, чтобы в репертуаре было больше произведений, которые влияли бы на душу человеческую, могли бы её лечить, которые созидали бы душу, а не разрушали её. Сейчас я более серьезно отбираю какие-то вещи с этой точки зрения. Если раньше — просто: хорошие стихи — плохие стихи, то теперь я жадно выискиваю — а где же в стихах есть — не обязательно слово «душа», но - то, что её формирует». [3]

Те отношения, которые сложились у нашей общины со многими людьми из разных городов, позволили воплотить в жизнь идею создания фестиваля друзей - центральном событии в жизни «экклезиастовцев».

Фестиваль «Друзей «Экклезиаста» - это ежегодные мероприятия, сочетающие в себе форматы конференции по православному молодежному служению и фестиваля музыкального. Проведение форумов было решено приурочить к Всемирному дню православной молодежи (15 февраля) и престольному празднику прихода (18 февраля).

Сегодня «Фестиваль Друзей “Экклезиаста”» состоит из лекций с участием гостей форума, таких как: протоиерей Артемий Владимиров, игумен Агафангел (Белых), иеромонах Димитрий (Першин) в Липецком государственном педагогическом университете и музыкальных вечеров (сборных концертов и авторских выступлений). По традиции фестивали открываются духовной беседой митрополита Липецкого и Задонского Никона с молодежью. [4]

За пять лет своего существования (в 2011 году состоялся первый такой фестиваль) «Эккл-фест» охватил самые разные слои музыкальной культуры: от джаза до фолка, от рок-н-ролла до авторской песни. На концертах на одной сцене выступают самые разнообразные исполнители, группы и поэты - именно в этом его уникальность - народная артистка России Елена Камбурова, Елена Фролова, Андрей Козловский, Андрей Анпилов, Павел Лион (Псой Короленко), Ольга Чикина, Вера Вотинцева, Максим Липатов, Павел Фахртдинов, Сергей Калугин, Александр Щербина, Алексей Вдовин, Анна Герасимова (Умка), Тимофей Яровиков, Олег Сухарев, и многие другие. Многие из них имеют немаленькую аудиторию и активно гастролируют и без нашей помощи. А бывает и наоборот: человек видит в афише помимо своего любимого музыканта ещё несколько знакомых имён. И что может быть интереснее, чем послушать того исполнителя, имя которого давно на слуху, а с творчеством почему-то не знаком! Возможность проникнуться чем-то новым и пополнить свой плей-лист предоставляет наш фестиваль.

Отдельно хочется рассказать о замечательном поэте и музыканте Вадиме Кузьмине (известного больше по названию его группы – «Черный Лукич») – ровно 3 года назад его земной путь оборвался. Вадим Кузьмин являлся одним из наиболее ярких и интересных представителей сибирской школы рок-поэзии, наиболее известными персоналиями которой считаются Егор Летов и Яна Дягилева. Лирический мир, созданный В. Кузьминым, наполнен светом, теплом, добром. Как признавался сам автор, смысл его творчества – сделать мир добрее. И он, на мой взгляд, достиг своей цели: его поэзия помогает слушателям и читателям приобщиться к миру общечеловеческих, вечных ценностей. Песня Вадима Кузьмина «Светлячок» (1995) насыщена образами, которые моделируют мир насекомых глазами человека:

Можно бегать по хозяйскому столу
Иль сверчать всю жизнь за теплой печкой,
Можно просто мерить воду на пруду
Или в мае падать с ветки на крылечко.

Сами названия насекомых в данном случае не указаны, но можно догадаться, что имеются в виду таракан, сверчок, водомер и майский жук. При этом поведение и жизнь насекомых отождествляется с различными социальными моделями поведения людей. Один «бегает» в поисках материальных благ, другой пригрелся на теплом месте, и этого ему достаточно для того, чтобы всю жизнь «сверчать». Третий занимается бессмысленным делом, а четвертый отдается воле случая.

Но образы насекомых в этой песне показывают не только различия жизни насекомых и людей, но и различия в судьбе:

Похождения лесного муравья
Иль удача мухи-цокотухи…
Кто тростиночку найдет, кто три рубля,
Кто-то смерть под каблуком старухи.

У всех разные цели и разные способы их достижения, но надо всеми стоит Судьба = Бог. Лирический герой песни также представлен образом из мира насекомых:

А невидимый при свете,
Непонятный в темноте,
Светлячок тихонько светит
В непроглядной тишине.

Светлячок «невидим» и «непонятен», но при этом он делает очень важное дело: он излучает свет. Пусть его свет мал и почти не заметен, но все равно это борьба против «непроглядной тишины». В отличие от образов, которым он противопоставлен, он знает, что делает, и делает это не для себя, а для других, чтобы мир стал светлее. В образе светлячка можно узнать самого поэта, музыканта, который нес в мир свои стихи и песни, пытаясь сделать его лучше. [5]

ПМКЦ «Экклезиаст» - своеобразный «светлячок», моя духовная семья, где все мы по-настоящему близки между собой, где мы учимся зажигать огонек любви и доброго света и пытаемся донести его окружающим.

Хочется закончить свое выступление мыслью Псоя Короленко (Павел Лион), позицию которого мне близка: «Я очень люблю [фестиваль] «Экклезиаст» […] Очень люблю тот коллектив людей, который собирается здесь. Всегда это большая радость, и всегда это некоторое духоподъемное переживание и я хотел бы поделиться этой радостью с людьми, а они поделятся ей со мной. Это совместное переживание радости, какого-то творческого процесса, какого-то общения. Это всё необходимо…» [6]

Список использованных интернет-ресурсов:

1) https://ekkl.ru/contacts/conception;
2) http://ku48.ru/article/165;
3) http://ku48.ru/article/653;
4) http://mitropolia-lip.ru/index.php/lipetskaya-mitropoliya.-novosti/tsentr-ekkleziast-uvidet-dorogu-k-lyubvi.html;
5) http://www.proza.ru/2014/08/22/1212;
6) http://www.le-eparchy.ru/node/2731.