Автор : btamedia

Трезвенническая борьба Русской Православной Церкви на рубеже XIX-XX веков

Доклад И.А. Шевченко, посвященный трезвеннической борьбе Православной Церкви в начале XX века, был озвучен на заседании секции «Церковь, общество и молодежь» в рамках Регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений 19 ноября 2015 года.

 

Шевченко Иван Александрович
кандидат исторических наук,
ассистент кафедры отечественной истории ЛГПУ

Последние несколько лет характерны повышением внимания Русской Православной Церкви к вопросам, связанным с распространением трезвости в российском обществе. Так, в 2009 году по инициативе патриарха Кирилла был создан Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы, ставящий своей целью координацию усилий церковных и светских инициатив, направленных на преодоление опасности алкоголизации населения, в странах, находящихся на канонической территории Московского Патриархата.
Очевидна необходимость анализа исторического опыта Церкви в плане борьбы за народную трезвость. И в этом отношении вызывает интерес рубеж XIX–XX веков как время беспрецедентного внимания общества и власти к различным аспектам, связанным с потреблением спиртных напитков.

Исходя из этого, было бы интересно выяснить не только то, как в этой связи формировалась официальная позиция Церкви на высшем управленческом уровне, но и то, какую роль в борьбе за трезвость играло низовое звено рассматриваемого религиозного института – приходское духовенство, как правило, в массе своей подвизавшееся в селах.

Самой распространенной формой церковной трезвеннической деятельности в великорусской деревне указанного периода являлись православные общества трезвости. Импульсом к развитию подобного рода деятельности стало распоряжение Святейшего Синода 1889 года о необходимости православного духовенства активно включиться в борьбу с алкогольной угрозой, в первую очередь, посредством создания обществ трезвости.

Данный шаг со временем дал определенные результаты. В 1911 году в России существовало 1873 общества трезвости, из которых 1782 (95 %) носили церковно-приходской характер. Кроме того, последние, как правило, были распространены в селах, тогда как светские общества трезвости пользовались большей популярностью в городах, что не препятствовало активному участию в их работе и священников.

Отметим, что подобную тенденцию можно объяснить не только активной позицией православного духовенства, но и создаваемыми властью благоприятными условиями: для создания и функционирования таких обществ требовалось лишь получить разрешение от духовной консистории.

Помимо этого не стоит забывать тот факт, что большинство населения России составляло православное крестьянство, со своей стороны более отзывчиво реагировавшее на создание именно церковно-приходских обществ трезвости. Кроме того, именно приходской священник в прямом смысле слова находился среди народа, в особенности в деревне.

Такая ситуация породила целую плеяду православных священников, посвятивших себя делу распространения идеалов трезвости в народе и немало преуспевших в этом отношении. На всю Россию был известен священник Сергий Пермский, организовавший в селе Нахабино неподалеку от Москвы Сергиево-Нахабинско-Баньковское общество трезвости, включавшее в себя почти 31 тысячу человек. Всероссийскую известность также получило Александро-Невское общество трезвости, имевшее 12 отделений по всей стране. С деятельностью этого общества связаны имена священников Александра Рождественского и Петра Миртова. Кроме того, немало трудов в деле антиалкогольной борьбы положил санкт-петербургский священник Иоанн Кронштадтский, впоследствии канонизированный Церковью.

В трезвенном деле принимали участие не только рядовые священники, но и церковные иерархи. Митрополит Владимир (Богоявленский), будучи почетным председателем Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством, в 1911 году сочинил молитву для тех, кто собирался становиться на поприще антиалкогольной борьбы. Немало внимания уделял антиалкогольной борьбе и митрополит Антоний (Храповицкий). Епископ Митрофан (Краснопольский) в Государственной думе третьего созыва возглавлял Комиссию по борьбе с пьянством, занимавшуюся разработкой соответствующего законопроекта.

Как правило, церковные общества трезвости возникали по схожей схеме: вокруг священника, активно проповедовавшего идеалы трезвости, возникала группа единомышленников, дававших обет воздержания от употребления спиртных напитков и обещавших всячески содействовать распространению идеи подобного ограничения. Далее составлялся устав общества трезвости, в котором прописывались цели объединения, условия приема новых членов, состав правления, бюджет (состоящий из членских взносов и добровольных пожертвований).

Зачастую члены церковных обществ трезвости не только давали обет не употреблять спиртное в течение определенного времени, но и обязывались воздерживаться от сквернословия, «участия в пении неприличных песен», продаже алкогольных напитков, курении табака, «игр в деньги» и плясок. Кроме того, нередко членство в обществе трезвости предполагало под собой посещение больных, оказание помощи неимущим, отказ от жестокого обращения с членами семьи и домашними животными, вообще «жизнь благочестивую».
Успешность и масштабы работы церковно-приходского общества трезвости напрямую зависели от энергии, проповеднического таланта и организаторских способностей его руководителя – священника. О роли личности в этом деле красноречиво повествует история, связанная с известным елецким борцом за трезвость священником Николаем Брянцевым, создателем Аргамаченского общества трезвости в г. Ельце на рубеже XIX–XX веков.

В 1890-х годах Брянцев был настоятелем церкви в селе Рогатое Елецкого уезда. В этом селе священник организовал братство трезвости, в которое вступило подавляющее число домохозяев (150 из 172) во главе с сельским начальством. Для членов братства, клятвенно пообещавших год не употреблять спиртного, стали выписываться газеты и книги, организовываться народные чтения с туманными картинами. В скором времени потребление алкогольных напитков в Рогатом сократилось настолько, что местные кабатчики вынуждены были закрыть свои заведения.

Ситуация поменялась, когда отца Николая перевели в другую церковь. «В братстве происходит такая перемена: члены стали расходиться, и в настоящее время их осталось не более 30-40 человек, по-прежнему стали пьянствовать», – так охарактеризовал последствия перевода Брянцева современник.

Деятельность церковно-приходских обществ трезвости отнюдь не ограничивалась упражнениями в навыках благочестивой жизни. Так, в 1907 году по инициативе и на средства общества трезвости в селе Власьево Тверской губернии был открыт ремесленно-сельскохозяйственный приют для беспризорных детей. Благодаря усилиям священника Николая Лебедева Власьевское общество трезвости в 1907 году насчитывало более 35 тысяч членов.

В процессе работы на поприще борьбы с алкоголизмом духовенство сталкивалось с рядом трудностей. Современники описывали ситуации, когда священники, решившиеся развернуть трезвенническую деятельность, встречали непонимание со стороны своей паствы. Доктор А.М. Коровин писал о том, что пастырям порой приходилось «выслушивать от прихожан глумление, встречать общее недоверие».

А так описывал начальный этап функционирования церковно-приходского общества трезвости священник А. Васильевский из Калужской губернии: «Полное непонимание добрых намерений, стеснение в материальных средствах и людях – помощниках. Приход мой разбросанный, село – погост; ни живой души для обмена мыслей, даже домашние считали дело излишним, чуть ли не моим сумасшествием. Но мое упование Господь Бог и св. Иоанн Предтеча не посрамили – год за годом общество разрасталось, дело окрепало нравственно, явились люди – помощники, потекли и небольшие средства на покрытие расходов по обществу».

Кроме того, нередки были случаи, когда во время широких сельских торжеств представители духовенства не только не выступали с обличением пьянства, но и сами принимали активное участие в возлияниях с предсказуемым результатом для своего морального облика. Священник из Архангельской губернии признавал, что среди его коллег совсем непьющих спиртных напитков найдется едва ли один на сорок человек.

Однако при оценке не только трезвеннического, но и нравственного и интеллектуального потенциала духовенства следует всегда принимать во внимание важный момент, о котором в начале XX века писал государственный и общественный деятель князь Б.А. Васильчиков: «О попе-пьянице, корыстолюбце и вымогателе молва расходилась широко и быстро; напротив, о скромном батюшке, тихо и без блеска несущем свой тяжелый крест где-либо в глухом погосте, никто, кроме его безгласной паствы, не знал и не слышал».

Подытоживая, стоит сказать, что в особенности в деревне, но в значительной степени и в городе конкуренцию православному священнику в вопросе борьбы с чрезмерным потреблением спиртных напитков не мог составить даже учитель. Не был далек от истины представитель духовенства, отмечавший, что «в наше время на низах, в народе, в глуши сел и деревень за народную трезвость борются только священники». Традиционалистское крестьянство в массе своей отзывчиво реагировало на трезвенническую деятельность священника, наполненную религиозным содержанием и подкрепленную личным примером проповедника.

Литература:

1. Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития. 1907–1914 годы: опыт оздоровления общества. Томск, 2007.
2. Десять лет борьбы за трезвость. Издание почитателей деятельности протоиерея Петра Алексеевича Миртова. СПб., 1911.
3. Князь Борис Васильчиков. Воспоминания. М., 2003.
4. Коровин А.М. Движение трезвости в России. СПб., 1900.
5. Менгден В.Е. Проект сельскохозяйственной школы и ее обеспечение. Пожар и пьянство как бичи деревни. М., 1909.
6. Мордвинов И.П. Общество трезвости жизни и работа в нем. СПб., 1910.
7. Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. В 3-х тт. Т. 2. СПб., 1910.